Социально-психологическая интерпретация поведения

Деятельности как бы «балансирует» на грани интереса к тому, что побуждает и внутрен­не предопределяет деятельность и потребности понять, как обеспечивается эффективность предметной практической деятельности (ищет меру кон­структивности).

В этом отношении теория диспозиционной регуляции поведения

В.А. Ядова наиболее полно удовлетворяет данные интересы. В ней равно представлен и момент «объяснения» функционирования активной лично­сти и механизм формирования «внутренней» иерархии. Структура лич­ностных диспозиций понимается как ряд отношений к окружающим объ­ектам и выстроена таким образом, что установки и ценности не только подытоживают социальный опыт (поведенческие навыки и стратегии дей­ствия), но и предопределяют его тем в большей мере, чем более осознают­ся собственные побуждения. Таким образом, общественные ценности становятся стимулами, по­будителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями. Ста­новление индивидуального в человеке предполагает усвоение системы гу­манистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной куль­туры. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт». При наличии потребности инди­вид вовлечен в активный поиск устранения вызываемого ей напряжения; именно этот факт мотивировал общепринятую в психологической литера­туре трактовку потребности как источника и причины человеческой дея­тельности. Нехватка чего-либо, которую выражает собой потребность, активизирует деятельность и преодолевается только в ее процессе. В соци­ально-психологических работах отмечается, что специфика потребностей человека зависит не только от его индивидуальных параметров, но и от ценностных ориентаций. Благодаря процессу интериоризации ценностные ориентации усваиваются на уровне структуры человеческой психики и начинают выступать, таким образом, органичным побудительным мотивом поведения человека.

Комментарии запрещены.