Социальные потребности и их классификации

Предметом социологического исследования, как правило, являются социальные потребности человека, то есть те, которые зависят от уровня развития общества. Но это отнюдь не означает, что социологи не изучают биологические потребности человека. В рамках социологического подхода они рассматриваются не в «чистом виде», а как преобразованные под воз­действием социальных факторов, существующие в тесной взаимосвязи с социальными потребностями и опосредованные социальным развитием общества в целом. Под социальными потребностями социология понимает потребности, свойственные человеку в силу неразрывной связи его существования с языком, институциями и культурной традицией определенной общности. К числу социальных потребностей, прежде всего, относятся потребность в трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в при­надлежности к какой-либо группе, в признании, во власти (доминирова­нии, лидерстве), в заботе, одобрении и привязанности со стороны окружа­ющих, в уважении, любви, в дисциплине, в автономии/зависимости.

В качестве основных характеристик социальных потребностей, как правило, выделяют: Исторический характер социальных потребностей, их зависимость от уровня развития экономики (производственных отношений, в которые включен индивид  общность) и культуры (социокультурной среды суще­ствования индивида  общности). Носителями социальных потребностей выступают индивиды, социальные группы, организации, предприятия, учреждения, общество в целом. Социальные потребности возникают и развиваются по мере взросления человека. Для российских социологов социальные потребности стали объектом исследовательской деятельности сравнительно недавно, поэтому вопрос их классификации представляет собой еще не до конца разрешенную задачу. Однако некоторые шаги в этом направлении все же сделаны. Приведем их результаты.

Комментарии запрещены.