Состояние устремлений человека

Кроме этого, высшей точкой развития человеческих потребностей Гегель считал, в котором их индивиду­альная окраска не только не мешает, но и благоприятствует реализации общего коллективного проекта. Так ход исторического развития потребно­стей человека Гегель рассматривал как достижение индивидуальными стремлениями согласия с требованиями общности, в которую включен че­ловек. В данной перспективе развитые потребности индивида соответ­ствуют потребностям семьи, потребности семьи — требованиям общины, которой она принадлежит, а запросы общины — общегосударственной тен­денции. Кроме того, философское пространство XIX века было означено рождением деструктивно-генеалогического метода, всецело разрушив­шего классическое осмысление человека как носителя универсальной сущности. Основатели этого метода — К. Маркс, Ф. Ницше и 3. Фрейд — на различном материале показали, что человеческая практика, стратегии че­ловеческого действия должны составлять основной предмет антропологи­ческой теории. Главное заключение данного подхода состоит в том, что совершаемые человеком регулярные действия не отсылают к сокрытой за ними универсальной сущности. Напротив, они, «бессознательно», т.е. не отслеживаясь самим человеком, производят как форму, так и содержание его сознания, которое, таким образом, является лишь следствием серии воспроизводимых им действий.

Так, в частности, Маркс утверждал, что сущностно-человеческое стремление к творческому труду создает не только предметные формы, но и тип существования человека. Автоматизированные формы труда, исклю­чая возможность творческой инициативы, приводят к формированию «инертного» сознания. Носитель последнего утрачивает реальность по­требности в творчестве и полностью подчиняет свою жизнь позывам ви­тальных потребностей. И, напротив, если социальный порядок предусмат­ривает возможность незатруднительной реализации витальных потребно­стей, то, согласно коммунистической утопии Маркса, человек самостоя­тельным образом сосредотачивается на реализации потребности в творче­ском труде. Наилучшую форму реализации последней Маркс видел в вари­ативной трудовой деятельности, в том, что В. Маяковский обозначал как «землю попашет, попишет стихи».

Комментарии запрещены.