Специфика социального порядка архаических культур и потребность в коллективном единении

Потребность в единении с другими людьми архаический человек удовлетворял посредством общинного образа жизни. Сама архаическая община, будучи основной, ведущей хозяйствующей общностью того вре­мени, оказывалась еще и главным действующим лицом развивающегося сознания. Архаическая община автономна и обладает внутренним един­ством. Даже если в определенное время года она распадалась на отдельные родственно-производственные объединения и протосемейные ячейки (а позднее — на семьи и хозяйственные объединения), позднее она объеди­нялась вновь. Самостоятельно или совместно с другими общинами она со­вершала важнейшие для архаического общества обряды — обряды воспро­изводства и обряды посвящения (инициации), а также обрядовый обмен ценностями. Община для архаического человека — это завершенный мир. Мира вне событий жизни общины для архаического человека нет. Довольно ча­сто община была тотемична. Тотемизм, по утверждению известного отече­ственного исследователя архаических обществ Ю. И. Семенова, в своем исходном виде представлял собою глубокую и не знающую сомнений веру в полное тождество того или иного человеческого сообщества (первона­чально это была праобщина, а потом уже род) с особями одного опреде­ленного вида животных. Этот вид животных и, таким образом, определен­ное животное данного вида, выделявшееся по каким — то особенным при­знакам, являлось тотемом для определенного сообщества людей, носивших его наименование и для каждого его представителя. В своей сущности то­темизм являлся осознанием действительного единства человеческого об­щества, изначальной общности всех его членов и одновременно столь же изначального и решительного отличия от членов иных существующих по соседству человеческих сообществ. Если все прочие разновидности древ­них религиозных верований, традиционно именуемые язычеством, пред­ставляли собою образное восприятие архаическим и древним человеком сил, господствующих в природе и в нем самом, то тотемизм был столь же образным восприятием, но уже не природного, а общественного бытия. Так тотемистические предки являлись, прежде всего, творцами обычаев, правил, общественных учреждений.

Комментарии запрещены.