Спекулятивный метод

Сосредоточен на рассмотрении взаимо­связей между многообразием проявлений человеческого опыта и совокуп­ным содержанием всей действительности. В терминологии Г.В.Ф. Гегеля, мыслителя, систематически разработавшего данный метод, он обозначает­ся как «постижение всеобщего и единичного в их единстве».

Основания этого метода были заложены античным стоицизмом. Именно в стоической доктрине была высказана идея о включенности чело­века в единый ритм всего существующего. Хотя подобное осмысление можно найти и в учении древнегреческого философа Гераклита, именно стоики в развернутой форме рассмотрели всю совокупность следующих из этой идеи выводов. Стоики подчеркивали, что человек как существо подвластное косми­ческому закону имеет ту жизнь, которая ему предпослана вечной приро­дой, управляющей ходом всего происходящего. Поэтому стараться влиять на стечение обстоятельств своей жизни бессмысленно. Это фаталистиче­ское воззрение лаконично выразил римский император, философ-стоик Марк Аврелий: «Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случаю­щееся с тобой было изначально суждено тебе и сопряжено с тобой в силу устройства Целого»’. Поэтому единственной потребностью разумного че­ловека, согласно стоикам, является стремление к апатии — состоянию ду­ха, совершенно неподвластному страстям, как радостям, так и гореванию, и превратностям внешних обстоятельств. Кроме этого, определения глав­ного дела жизни и исполнение его с максимальной силой в каждое мгнове­ние времени римские стоики провозглашали еще одной центральной по­требностью разумного человека. И данные потребности связаны между со­бой: именно апатия открывает перед человеком возможность постоянного совершенствования в деле всей жизни, которое в стоической доктрине обосновывается как единственный доступный для него путь к наилучшему существованию.

Комментарии запрещены.