Способы общения с миром духов

Столь подробное рассмотрение присутствующих в традиционном китайском мировоззрении предпринят только потому, что сама классическая мысль Китая складывалась внутри общинных обрядовых действ, с помощью которых утверждалось единение живых и умерших членов рода в рамках преемственности родовой жизни в целом. В китайском сознании никогда не было ничего подобного противо­поставлению мифа и логоса, предания и истории и поэтому в поисках назидательных уроков истории они обращались не к живой памяти совре­менников, а к высокой, то есть незапамятной древности и самым правди­вым историческим свидетельством считали дошедшие из глубин веков письменные знаки. Сама первобытная магия, равно как и первобытная ми­фология была переосмыслена и заново оправдана в категориях этико­космологического учения, а архаические божества преобразились в добро­детельных или порочных действующих лиц назидательного исторического предания. Такого рода переосмысление придало особое значение ритуалу («ли»).
Сам ритуал есть памятное и даже бесконечно памятуемое событие, ибо в нем и посредством него осуществляется возобновление непреходя­щего. Поэтому он воспроизводит рождение, родовое мгновение сознания, удостоверяет должное, правильное и тем самым подлинное в человеческом существовании. Ритуал служит критерием нравственности, учит вечносу — щему в жизни, пусть даже эти вечные истины слишком часто кажутся со­вершенно обыденными. Во-вторых, ритуал, определяя правильные каче­ства действия, воплощает в себе все исключительное, в своем роде един­ственное в существовании. Он проливает «свет вечности» на будничное течение жизни, не отрицая, а напротив оправдывая исключительность каждого мгновения существования.

Комментарии запрещены.