Статус «благородного мужа»

Все вышеперечисленное относится к тому, что можно назвать персо­нальными качествами, необходимыми для того, чтобы претендовать на Однако существенным аспектом взглядов самого Конфуция и его последователей была предложенная ими модель общества и государства. Собственно, все вышеперечисленные персональ­ные качества имели ценность именно в приложении к социальным и поли­тическим аспектам жизни. Главным регулятором отношений для Конфуция и его последовате­лей является «ритуал» (ли). Выше уже говорилось о связи «человеколю­бия» и «ритуала». Действительно, для конфуцианцев строгое следование установленной системе жизненных правил, связанных с социальными от­ношениями, было внешним проявлением жэнь. Связано это было с тем, что именно ритуально выверенное поведение служило умиротворению обще­ства, а также, поскольку ритуальные нормы связывались с великими со­вершенномудрыми правителями древности, делало тех, кто им следовал, их наследниками, а поскольку совершенномудрие связано с Небом, то за­мыкало всю систему на нем.

Важной чертой человека, желающего реализовать в своей повсе­дневной жизни принцип «человеколюбия» было «преодоление себя» (кэ цзи), то есть приложение усилий к тому, чтобы постоянно следовать этому принципу, не отступая ни на шаг. Чтобы точнее раскрыть смысл «преодоления себя», можно привести следующую цитату из «Лунь юя»: «Гуманный человек, желая собственного становления, [содействует] ста­новлению других, желая собственного преуспеяния, [способствует] пре­успеянию других» (Лунь юй, VI, 30). То есть, в первую очередь, речь идет о способности переносить свое внимание с собственных нужд и инте­ресов на нужды и интересы тех, кто тебя окружает. Интересно, что, судя по содержанию высказывания, именно такой образ действий приводит к наилучшему результату. Объясняется это, скорее всего, тем, что оказание поддержки влечет за собой установление доверительных отношений, кото­рые могут в дальнейшем помочь в собственном становлении и преуспея­нии. Именно такой образ действий свидетельствует о подлинности реали­зуемого человеком совершенствования.

Комментарии запрещены.