Сущность че­ловека

Таким образом, по представлениям древних египтян, состоит из тела, двойника, души, сердца, духовного разума (или ду­ха), силы, тени и имени. Эти восемь составных частей, в свою очередь, сводились к трем, поскольку представления о двойнике, сердце, силе, тени и имени появились в более позднее время. В целом же человек воспринимался состоящим из тела, души и духа. При этом душа и дух праведного обладают возможностью покидать тело и обитать с богами на небесах, в то время как само тело никогда не покидает гробницу и в действительности никогда не оживает вновь. Рассчитывая на небесное плавание на ладье бога Солнца Ра в течение миллионов лет после смерти, египтянин, тем не менее, прекрасно понимал, что его тело не будет принимать в этом божественном предприятии участия. Вначале он считал, что, подобно Солнцу, его тело сможет «возобновляться ежедневно» и сама его новая жизнь будет подобна жизни солнечного бога Ра. Но тело, пусть даже и в мумифицированном виде, тем не менее, разрушалось, вслед за этим разрушались и надежды на восстановление тела. Самосохранение те­ла в виде мумии было необходимо лишь для благоденствия «ка» («двойни­ка») и для развития из него нового тела. Кроме того, египтяне были твердо уверены в том, что судьба каждо­го человека определялась еще до его рождения, и сам человек был уже не в силах ее изменить. Однако мудрецы, если они знали точное время рож­дения человека и таким образом могли рассчитать местоположения звезд и планет в это время, были способны предсказывать траекторию человече­ской судьбы. Любопытно, что помимо благого, то есть оправданного посмертного существования, человек мог начать новую жизнь или, точнее, возвратиться к первоначальной благой жизни посредством воссоединения с божествен­ным сообществом, из которого он некогда из-за собственных поступков был изгнан.

Комментарии запрещены.