Свет всякого опытного знания

И этот свет превышает, а потому мо­жет быть наименован мраком, мраком отвлечения или совлечения. Но ес­ли, пребывая во мраке совлечения, ум испытывает своеобразные насла­ждение и покой и, обратившись на самого себя, обнаруживает и ощущает некое подобие света, то это созерцание приближает ум к познанию непре­ходящего и делает человека обладателем нового познания, правда все еще отвлеченного и далекого от приобщения к Божественному бытию. Глав­ное, чтобы это стояние во мраке совлечения, то есть на границе истинного Боговидения, не сделалось непроницаемой и крепкой стеной, которая от­деляет от Бога сильнее, чем мрак восстания грубых страстей, мрак явных демонических наваждений или же мрак потери благодати и Богооставлен — ности. То, что человек обычно любит в себе самом и обожает, есть рас­судок (logike), и именно он делается мраком совлечения и крепкой стеной, отделяющей от Бога сильнее страстей и прилогов. Что же касается соб­ственно ума, разума, то он, освободившись от страстей, способен образо­вать с Богом единый дух’. Как образ Божий, ум обладает жизнью только тогда, когда соединяется с Богом, становясь мудрым и благим. Собственно это и есть жизнь ума. Желанием разумной души и ее проявлением выступает воля, которая беспрепятственно направляется на все — и на добро, и на зло. Основным признаком воли является ее свобода. Таким образом, свобода воли есть ра­зумное, независимое движение или направленность нашей души. Свобода ее заключена в выборе, который, в свою очередь, является нашей оконча­тельной волей, следующей за обсуждением желаемого. Обсуждение же есть врожденное нам стремление останавливать свои мысли на всем, что подлежит нашим действиям. Свобода воли означает для человека возмож­ность выбора собственной судьбы, возможность настолько неограничен­ную, что она может быть осуществлена вплоть до полного отделения от Бога и противопоставления своей воли воле Божьей.

Комментарии запрещены.