Святоотеческая трактовка строения человеческого тела

«Человек есть малый мир, заключающий в себе все, что есть в вели- ком мире», — говорил Григорий Нисский . Данное высказывание является общим местом святоотеческой трактовки устройства человека, которая не­обходимым образом останавливается на следующих моментах. Богоподоб­ный дух занимает «небесное место» — голову. Ему служат духовные спо­собности, которым помогает воображение. В сердце дух прохлаждается как в своих чертогах. Он же является управителем мыслей и ему, как со­глядатаи, сопутствуют познание и умозаключение. Седалищем мыслей яв­ляются почки, которым врожденна способность различения всех предме­тов, за исключением отделения истинного от ложного и прекрасного от постыдного, ибо данная операция есть уже долг разума и совести. Органом душеобщения выступают глаза. Помимо места прохлаждения духа, сердца, в груди человека нахо­дится завеса, которая отделяет верхнее от нижнего  «простенок, перепонка, грудобрюшная преграда»). Она от­деляет Святое от Святого Святых: то, что по отношению к ней находится вне — это Святое, а то, что внутри — Святое Святых. Под последним подра­зумевается сердце — седалище жизни, Ковчег Завета. Его покрывают лег­кие, которые суть образ и двукрылых херувимов и золотой кадильницы, ибо они производят дыхание и вбирают в себя запахи. Но легкие не при­нимают ни пищи, ни пития. Питание производит печень и именно от нее питаются все прочие члены. Что касается места нахождения нечистот, то отцы Церкви связывают его с мочевым пузырем, который вследствие с собственной функцией вместилища мочи трактуется как орган, очищаю­щий от скверны восемь присущих от природы способностей тела — рожда — тельную, растительную, питательную, притягательную, сгустительную, расширительную, испражнительную и изгонительную.

Комментарии запрещены.