«Ткань» человеческой психики, по мысли Фрейда

Он состоит из трех взаимосвязанных сфер: бессознательное предсознателъное
(Я (Ego)), сознательное,
т.е. сознание Главным ге­нератором жизни человека, общества и культуры он считает бессознатель­ное, иррациональное по своей сути начало психики, где сосредоточены биологические желания человека. Согласно его концепции, основными среди них являются созидающие — сексуальные (Эрос) и разрушающие — желание смерти (Танатос). Сексуальные желания обладают энергией, ко­торую он обозначил как «либидо». Стимул деятельности бессознательного удовольствие, для получения которого бессознательное должно проявить себя, реализовав желания, в реальности через сознание. Цензором для бес­сознательного является предсознательное, которое отделяет бессознатель­ное от сознания и в то же время связывает их. Давление на деятельность этого разумного Я оказывает принцип реальности, который возникает как следствие осознанного социального и культурного бытия. Предсознатель­ное контролирует актуализацию бессознательных желаний и вытесняет из сферы сознания те, которые не соответствуют уровню общепринятой куль­туры. Острота конфликта человека (его Оно) с культурой возникает из-за постоянного надзора со стороны рациональной и моральной инстанции культуры. С другой стороны, Фрейд толковал табуированные цензурой предсознания желания, которым удается проникнуть в сознание и реализо­ваться в действительности, как исток сублимации — творческой деятельно­сти человека, реализующейся в науке, религии, искусстве, то есть как мотиватор развития культуры. Возрастание конфликта человека с культурой Фрейд объяснял по­пытками тотального вытеснения культурой природных (сексуальных, агрессивных) желаний человека. Современная культура ограниченно ин­терпретировала теорию Фрейда, пытаясь ослабить этот конфликт манифе­стацией феномена «телесности» и актуализацией основных потребностей человека в культурных практиках.

Комментарии запрещены.