Трактовка человека в школе закона

В ранней истории Китая это вторая по значимости (после конфуци­анства) школа. В основании мировоззрения легистов лежат Ци. Хорошо знакомы были легисты и с учением Мо — цзы. Одним из самых ярких представителей этой школы был.), учение которого направлено, прежде всего, на утверждение безраздельности власти правителя и на создание мощного государства, способного поглотить своих соседей. В своих осно­ваниях легизм являлся главным противником конфуцианства. Хотя обе эти школы используют зачастую одни и те же понятия, но то же время вкла­дывают в них совершенно разное, порою даже противоположное значение. Что же такое мощное государство в представлении школы Закона? Согласно трактату «Гуаньцзы», автором которого являлся Гуань Чжун, это государство, в котором народ занимается земледелием, и все поля в нем возделаны, распаханы даже целинные земли. Это означает, что в госу­дарственных хранилищах много зерна, что является первым признаком бо­гатого государства, способного выставить на поле боя сильных воинов. Если же воины сильны, то войны, ведомые таким государством победо­носны и, следовательно, расширяются пределы государства. Можно про­должить далее эту мысль следующим образом: расширение пределов госу­дарства позволяет приобрести новые земли, пригодные для обработки, и также тех, кто эти земли будет обрабатывать, а это, в свою очередь, позво­лит выставить еще более сильное войско, способное вести еще более побе­доносные войны, и так далее. Отсюда следует, что совершенномудрым яв­ляется только тот правитель, который знает, в чем состоит сущность хо­рошего управления государством, а именно в том, чтобы обратить все по­мыслы к земледелию. Ведь «тот, кто стремится к процветанию страны, не ослабляет внимания к земледелию, даже если амбары и житницы», потому что «в сильном продовольствие прибывает, в слабом убывает». Значит, управляя государством, умный правитель должен сделать так, чтобы земледельцы не покидали земли, чтобы они могли прокормить своих родителей и управляться со всеми семейными де­лами.

Комментарии запрещены.