Ум как главенствующий орган человека

Хотя душа человека, будучи образом Божиим, тройственна, то есть состоит из ума, разума и духа, тем не менее, только ум в самом общем смысле может быть отождествлен с нею, иначе говоря, будучи одной из сил души, ум представляет всю душу целиком. В то же время умом мо­жет называться самая сущность души, то есть сердце. Именно в сердце человеку открывается Бог и только сердцем человек способен познать Его. Будучи деятельностью, состоящей в мыслях и разумениях, ум может быть назван глазом души, то есть производящей силой, и именно такую силу Священное Писание называет сердцем’2. Ум есть единственная спо­собность (или сила), которая, проявляясь в каждом из чувств, постигает сущее. Ум есть мышление логическое, орган разума и воли, и тем он от­личен от сердца — мышления интуитивного, мистического. Ум — это образ Божий, хотя он у человека и осквернен грехом, но в целом призван быть просвещающим и просвещаемым, что достигается путем очищения и по­следующего хранения от греха, которое делает ум, по словам преподобно­го Исихия пресвитера Иерусалимского, «светородным, молниеродным, светоиспускательным п огненосным». Ум не придан какой-либо опреде­ленной части тела, он в равной степени касается всего состава человека. Так, через глаза он созерцает являемое, через слух понимает глаголаемое, через обоняние и осязание он употребляет приятное и отвращается от того, в чем нет удовольствия; использует руку для чего пожелает. Таким обра­зом, устроенные по природе для чувства члены человеческого тела различ­ны, но действующий, движущий и использующий их по мере надобности ум един. Поскольку же ум, как орудие постижения, присущ соответствен­но каждому из чувств, то он имеет природу, совершенно отличную от чув­ственной. Он — прост, но его природа, сотворенная по образу Создателя, ускользает от познания. Известно лишь, что он — точное подобие Боже­ственного и своей собственной неведомостью являет отличительную черту своей неприступной природы.

Комментарии запрещены.