Уникальная характеристика человеческого языка

Иначе говоря, яв­ляется присущая ему свобода оперирования с непонятным — возможность конструирования осмысленного высказывания о неизвестном ранее. Анге­лы, как говорил Данте, не имеют языка, ибо они лицезрят бесконечность во всей полноте и постольку слишком счастливы, чтобы говорить о чем-то. Животные, продолжает Данте, также не имеют языка, потому что для все­го, что они воспринимают чувствами, существует заранее заготовленный инстинктивный ответ. Человек, одновременно лишенный полноты беско­нечности и инстинктивной оснащенности, всегда нечто недопонимает в порядке существования и именно постольку обращается к новым формам высказывания. Постольку потребность в коммуникации, основанием для которой служит непреодолимое наличие множества языков, имеет пара­доксальный мотив. Наше общение вызвано жаждой встречи с труднопони — маемым; именно поэтому мы считаем интересными собеседниками имен­но тех, кто, формируя нетипичные выражения реальности, приостанав­ливает устоявшиеся, автоматические формы понимания. Сверх этого: по­знавательная и социальная продуктивность совместного коммуникативно­го опыта измеряется степенью неизведанности реальности, открываемой языком собеседника. Проведенное выше рассмотрение специфики человеческого суще­ствования выявило, что его основные структуры определяют основные че­ловеческие потребности. Так потребность в творческом действии и в вы­ражении своей индивидуальности есть следствие опыта живущего со­знания. Именно на этом уровне человек способен формировать различные конфигурации вещей, сочетать их абсолютно по-новому; обновляя в раз­личных планах (художественном, научном, этическом и т.д.) таким обра­зом реальность, человек раскрывает неповторимость собственного суще­ствования.

Комментарии запрещены.