Уникальность человеческой манеры

Согласно Шелеру, быть свя­зана с наделенностью человека параметром духа. Дух — это сверхжизнь, т.е. особая реальность, позволяющая противостоять витальным порывам. Именно сущностно-человеческая способность отворачиваться, заглушать в себе те естественные порывы, в которые погружены представители орга­нического мира, позволяет Шелеру заключить о человеке как об «аскете жизни». Плесснер связывает человеческую уникальность с особенностью человеческой ориентации в мире. Следуя его заключением, человек — это единственное существо, обладающее возможностью отличать себя не только от пространственного окружения, жизненных обстоятельств, но и абстрагироваться от сферы собственных переживаний. Яркие примеры продуктивности человеческой способности к абстракции приводит И. Кант в трактате «Антропология с прагматической точки зрения»: способность отвлечься от замеченной оторванной пуговицы на мундире достойного че­ловека, позволяет нам сосредоточиться на его нравственных и интеллекту­альных достоинствах; способный к абстракции человек не переменит ре­шения сочетаться браком с обладающей множеством моральных качеств избранницей только из-за ее стоматологических проблем. Конечно, данные примеры проникнуты юмором. Плесснер обсуждает не только человече­скую способность отвлекаться от жизненных курьезов, но и извлекать себя из потока любых переживаний. Поскольку человек может перестать заме­чать наиболее проблематичные для себя переживания — страха, любви, ненависти — Плесснер заключает о нем как о «вечном эксцентрике».

Комментарии запрещены.