Уникальность человека через ряд специфичных параметров

Гелен объясняет организации его органики. Во-первых, это «инстинктивная недообеспеченность», а, во-вторых, обусловленная ей «пластичность» че­ловеческого тела. Гелен указывает, что человек приходит в мир без жест­ких программ адаптивных навыков, которыми наделены все детеныши жи­вотных. Инстинктивная обделенность, неспособность в краткий период адаптироваться к самостоятельному проживанию в определенной природ­ной среде ставит человека, как это ни парадоксально, в выигрышную по­зицию перед любым представителем фауны. «Неспециализированность» его тела открывает эксклюзивную возможность биологически-не — детерминированного экспериментирования с телесными навыками. Имен­но биологическая непредопределенность человеческой органики к опреде­ленной стратегии действия позволяет ей до бесконечности продуцировать новые телесные навыки. При этом ее пластичный, чрезвычайно податли­вый характер допускает осваивание и созидание таковых вне какого-либо функционального предназначения: так кружение дервишей осуществляется ради экстаза, а дыхательные практики йогов — ради сосредоточения. Таким образом, человек становится неограниченным инициатором новых практик и стратегий проживания в мире. В этой способности вызывания из небытия того, чего еще не было, и заключена его уникальность. Все эти отдельные выводы складываются в единую картину. Ядро человечности, согласно философским антропологам, заключено в намере­ниях, действиях и желаниях, не встречающихся в животном мире. В част­ности, человек становится самим собой только посредством искусной манипуляции естественными телесными позывами и их укрощения.

Комментарии запрещены.