Управление человеком

По аналогии с социологией психология развивалась под влиянием общесоциальной установки на. Педагогика XVIII столетия разработала мощные системы наблюдения, классификации, ана­лиза душевного состояния учащихся, которые служили моментальному пресечению всех проявляющихся отклонений от запрашиваемого социу­мом поведенческого стандарта. Эта карательная педагогика и была прелюдией к научной психологии, которая облачила требование психологической типичности, «нормально­сти индивида» в форму непреложных законов душевной жизни. В резуль­тате в психологии выработался специфический взгляд на потребности че­ловека. Под последними в психологии, как правило, понимаются запросы ин­дивида. вызванные необходимостью восстано&чения нормального функци­онирования его нервной системы. Фактором, обуславливающим наличие потребности, здесь объявляется некоторая недостача или, напротив, избы­ток усилий нервной системы. Так, например, наличие потребности в эмо­циях, переживание эмоционального вакуума объясняется как результат от­сутствия необходимого уровня возбуждения нервной системы. Потребности в устранении опасности, в разрешении конфликтной си­туации или в избегании затруднительной трактуются как следствия необ­ходимости ее успокоения. Таким образом, психология в первую очередь уделяет внимание потребностям, от которых зависит нормальное состоя­ние нервной системы. Поэтому потребности в равномерном аффективном фоне человеческой жизни, в развитии когнитивных способностей, в адек­ватном выражении и в признании окружающими психологического образа человека выделяются данной наукой как наиболее значимые. Следует иметь в виду, что в начале становления научной психологии различные регистры душевной жизни человека объяснялись через указание их органических начал. Но необходимо оговориться, что взгляд, связыва­ющий воедино органику и психику, имел место задолго до конкретных психологических исследований. Например, великий Леонардо на исходе XV века впервые изображает поперечное сечение черепа и трактует точку пересечения его диагонали и вертикали как исток всех чувств. А психологи XVIII в. до изучения принципов функционирования нормальной нервной системы активно развивают физиогномику — навык определения задатков и состояний души по строению и выражениям лица. Но все эти органиче­ские привязки души в той или иной форме дополнялись учением об эмана­ции, трактующим соматический компонент как область проявления суб­станционального, то есть самодостаточного, душевного начала.

Комментарии запрещены.