Управление человеком
По аналогии с социологией психология развивалась под влиянием общесоциальной установки на. Педагогика XVIII столетия разработала мощные системы наблюдения, классификации, анализа душевного состояния учащихся, которые служили моментальному пресечению всех проявляющихся отклонений от запрашиваемого социумом поведенческого стандарта. Эта карательная педагогика и была прелюдией к научной психологии, которая облачила требование психологической типичности, «нормальности индивида» в форму непреложных законов душевной жизни. В результате в психологии выработался специфический взгляд на потребности человека. Под последними в психологии, как правило, понимаются запросы индивида. вызванные необходимостью восстано&чения нормального функционирования его нервной системы. Фактором, обуславливающим наличие потребности, здесь объявляется некоторая недостача или, напротив, избыток усилий нервной системы. Так, например, наличие потребности в эмоциях, переживание эмоционального вакуума объясняется как результат отсутствия необходимого уровня возбуждения нервной системы. Потребности в устранении опасности, в разрешении конфликтной ситуации или в избегании затруднительной трактуются как следствия необходимости ее успокоения. Таким образом, психология в первую очередь уделяет внимание потребностям, от которых зависит нормальное состояние нервной системы. Поэтому потребности в равномерном аффективном фоне человеческой жизни, в развитии когнитивных способностей, в адекватном выражении и в признании окружающими психологического образа человека выделяются данной наукой как наиболее значимые. Следует иметь в виду, что в начале становления научной психологии различные регистры душевной жизни человека объяснялись через указание их органических начал. Но необходимо оговориться, что взгляд, связывающий воедино органику и психику, имел место задолго до конкретных психологических исследований. Например, великий Леонардо на исходе XV века впервые изображает поперечное сечение черепа и трактует точку пересечения его диагонали и вертикали как исток всех чувств. А психологи XVIII в. до изучения принципов функционирования нормальной нервной системы активно развивают физиогномику — навык определения задатков и состояний души по строению и выражениям лица. Но все эти органические привязки души в той или иной форме дополнялись учением об эманации, трактующим соматический компонент как область проявления субстанционального, то есть самодостаточного, душевного начала.