Усиление экономического могущества государства

Еще одним направленным на средством является предложение ввести государственную мо­нополию на разработку естественных богатств, причем все доходы от них должны поступать непосредственно правящему дому. Это следует сделать потому, что при сосредоточении в одних руках права собственности на го­ры и водоемы, то людям, ненавидящим земледелие, лентяям (то есть тем, кто не занят земледелием) и стремящимся извлечь двойную прибыль нечем будет) — основатель школы моистов — был убежден, что самым разумным в человеческой жизни явля­ется то, что наиболее естественно для людей. А для людей естественнее всего любить то, что всем полезно и выгодно. Мо — цзы мечтал о полно­стью единообразном обществе, лишенном какого — либо культурного свое­образия. Следует исходить, утверждал он, из идеи отвлеченного «постоян­ства» («чан»), то есть некоего всеобщего и притом всем понятного образца. Конфуцианской учености Мо — цзы противопоставлял всеобщее образова­ние, изысканному исполнительскому мастерству, которого требовал риту­ал, — техническое знание, а эстетически ценной пышности церемоний — простую и потому, в его понимании, разумно устроенную жизнь. В сооб­ществе людей должна господствовать «всеобщая любовь», но при этом людям предписывалось любить друг друга ради собственной выгоды.Прообраз всеобщего порядка и высшей справедливости Мо — цзы видел в Небе Именно Небо устанавливает всеобщий образец по­ведения: в идеальном обществе по Мо — цзы господствует единоначалие, а также правило «уподобления вышестоящих нижестоящим». Правитель же, сообразуясь с Небом, устанавливает общий для всего человечества распо­рядок жизни. Поскольку должное есть также естественное, а естественноедолжное, то человеческий разум полностью совпадает с законом приро­ды.

Комментарии запрещены.