Утра­ченное ощущение природы

Мы должны, пока не поздно, считает Маккенна, отвратиться от са­моразрушительной, антиэкологичной цивилизации и восстановить как некой живой тайны, поверить в новые пер­спективы всего замысла нашей культуры. Во всяком случае, данная кон­цепция — доказательство того, что начало, исток человечества, антропо-, а вместе и социо — и культурогенеза не является закрытой, «мертвой» про­блемой. Хотя генезис того или иного явления далеко не всегда проливает свет на его современную сущность и смысл, современному человеку, что­бы понять себя и свое место в мире, приходится снова и снова задаваться вопросом о своем происхождении.

Первой завершенной научной теорией антропогенеза принято счи­тать концепцию, суммирующую основные положения теории эволюции Ч. Дарвина и трудовой антропологии К. Маркса — Ф. Энгельса. Но современ­ное научное поле знает и альтернативные подходы к процессу человекооб — разования, создатели которых считают явно недостаточными следующие основные положения классиков: 1) труд есть необходимое условие и глав­ная сила человекообразования; 2) основные признаки человека — это ре­зультат постепенного накопления, дальнейшего развития качеств, которы­ми уже обладал ближайший животный предок человека, вынужденный приспосабливаться к меняющейся среде обитания. Именно недостаточная объяснительная сила этих положений привела авторов новых картин ан­тропогенеза к выводу: чтобы создать необходимые подготовительные условия для возникновения сознания, психика предчеловеческого живот­ного должна была пережить радикальный перелом, превратиться в соб­ственную противоположность. Это событие осмыслялось по-разному: например, Б.Ф.

Комментарии запрещены.