Влияние святоотеческой антропологии на представление о назначении жизни человека

Итак, человек есть цельность духа, души и тела. В силу своей телес­ности люди обладают большей полнотой бытия, чем ангелы. По своему назначению все потребности и стремления человека, выражающие приро­ду и особенности составных его сил, должны быть согласованы между со­бою: низшие должны служить высшим, а над всем призван возвышаться и господствовать дух. Сосредоточенные в единстве личности человеческой и исходя из нее, силы и способности человека в стройном соподчиненном взаимоотношении должны выполнять свойственное каждой назначение: дух — общение с Богом и миром духовным, тело — преобразование внешне­го мира в соответствие с замыслом духа; душа — проводя устремления ду­ха, связывать с ним тело. Апостол Павел различал духовных, душевных и плотских людей. При этом духовными он называл тех, кто украшен духовным дарованием, тех, кто вознесся выше естества, при помощи преступил естественную по­следовательность умозаключений. Ибо именно с высшей частью человече­ской души — разумом или Логосом — согласно православному душеведе — нию, связано богоподобие человека. Душевными, согласно, апостолу Пав­лу, являются те, кто опирается больше на умствования, умозаключения и разглагольствования и через них пытается обнаружить справедливое и по­лезное. Плотскими же именуется те, кто побежден плотскими страстями; таковыми являются все законопреступники, нечистые, плененные похотя­ми. Человек есть образ и подобие Божье, хотя образом и подобием Бога он является только в возможности, ибо должен еще научиться действовать подобно Богу. Совершенствуя вверенное ему богатство, он должен вместе с тем совершенствоваться сам, то есть воспитывать свою душу, чтобы она достигла настоящего и совершенного богоподобия.

Комментарии запрещены.