Воздержанность в еде

Одну из ключевых ролей играют здесь понятия «внимание» и «воздержанность» (egkrateia). Началом обучения является, сне и удовольствиях. Когда ученик Сократа Ксено­фонт в «Воспоминаниях о Сократе хочет показать, насколько тот был полезен своим ученикам, то вспоминает в первую очередь наставления учителя о пище, вине и любовных наслаждениях. Те же, существенные для гражданина потребности, Сократ рекомендует воспитывать и в платонов­ском «Государстве», а Аристотель в «Никомаховой этике»: «Есть, все, что попало или пить до перепоя означает перейти естественную меру по коли­честву, так как естественное влечение имеет целью лишь восполнение недостающего». Греческие мыслители видели смысл существования человека в на­учении искусству жизни, что можно понимать как «духовное упражнение» или «заботу о себе». Существовал принцип — — определяю­щий ряд практик над собой и их цель как благородство, порядочность и нравственное совершенство. В связи с этим, выделялись и периоды чело­веческой жизни, различающиеся характером необходимых для обучения этому искусству практик (от посещения педагогов в детстве, до занятия политикой в зрелости). Но всякая практика имеет обязательную цель. В самом начале «Никомаховой этики» Аристотель говорит о той цели, ко­торая предопределяет все иные возможные цели — это благо или «наивысшее благо» и задает вопрос, утвердительный ответ на ко­торый для него не ставится под сомнение: «Разве познание блага не имеет огромного влияния на образ жизни?» Как мы теперь знаем, человеческой душе присуще стремление к благу как таковому, это стрем­ление и можно назвать желанием. Потребность же связанная с некоторым объектом может возникнуть у человека, лишь за счет того, что тот всегда обладает некоторым характером. Таким образом, именно наличие в челове­ке этой статичной, мертвой составляющей и определяет наличие тех ипи иных потребностей. И характер потребностей зависит от характера и этоса человека.

Комментарии запрещены.