Возможность духовной трансформации тела

Несмотря на, согласно святоотеческой традиции, именно оно выступает вместилищем страстей, среди которых наиболее свирепы похоть и гнев. Оно же — средство про­никновения в душу демонов. Каким образом тело способно отягощать ду­шу страстями? Трактуя телесные чувства (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание) как окна души, служащие ей для общения с внешним миром, отцы Церкви замечают, что посредством них душа услаждается внешними вещами и из их совокупности составляет для себя утехи и наслаждения. Таким образом, через каждое чувство в душу внедряются несколько склонностей и пристрастий. Постольку, дабы избежать загрязнения души, тело следует сохранять в воздержании. Например, питание тела не должно превышать меры необходимой для сохранения жизни, ведь при невыпол­нении этого условия тело может начать свободно предаваться удоволь­ствиям. Как утверждает св. Исидор Пелусиот, поскольку тело по приро­де раб, оно имеет нужду в пропитании, но не в услаждении, в воздержании, но не в пресыщении, в удовлетворении потребности, но не в роскоши. От­делить одно от другого, то есть удовлетворение от пресыщения, довольно просто: удовлетворение потребностей приносит пользу душе и телу, до­ставляя им здоровье, силу и благосостояние, тогда как излишества не толь­ко расстраивают здоровье, но и порождают в итоге мучительные болезни. Телесное воздержание следует практиковать потому, что именно с телом человек воскресает и предстает на Божьем суде. И тогда, как извест­но из «Апокалипсиса», все получат тела вечные, но не одинаковые, ибо праведные получат тела для того, чтобы вечно ликовать с Ангелами, а грешные — чтобы терпеть за грехи свои вечные мучения.

Комментарии запрещены.