Выявление внутренних принципов оригиналь­ной организации неевропейских коллективов

Данная установка на позволила вскрыть некото­рые особенности присущей им картины потребностей. Так, Мосс посвяща­ет отдельное исследование обязанности обмена дарами, характерной для североамериканских, австралийских, древнегерманских племен. Анализи­руя в работе «Очерк о даре» принципы архаической экономики, он рас­крывает, что потребность делать, принимать дары и отвечать на них в при­умноженной форме, характерная для представителей данных групп, напрямую связана с их социальной организацией. Более высокий социаль­ный статус здесь можно получить вследствие перекрывающего все другие по щедрости дара. Таким образом, в данных коллективах потребность в трате обладает социальной значимостью. Показательны и исследования английского антрополога Б. Малинов­ского, рассматривающего весь спектр потребностей меланезийцев как ин­струмент самоподдержания и упрочнения их культурной традиции. В частности, ему принадлежат яркие описания экономической по­требности жителей Тробрианских островов в куле — обмене ожерельями и браслетами из раковин. Примечательно, что эта потребность для них куда значимей, чем, скажем, потребность в труде. Более того, именно от нее за­висит реализация таких, казалось бы, далеких от нее потребностей как по­требность в коммуникации и семье. Так, Малиновский описывает, что брачным партнером здесь зачастую становится тот, кто принадлежит к группе, с представителями которой удалось совершить социально успешный обмен ракушечными украшениями. Следует знать и работу аме­риканского антрополога Р. Бенедикт «Хризантема и меч. Модели японской культуры», в которой, подробно анализируя стратегии поведения и осо­бенности чувств японцев, автор приводит примеры не только непонятных, но и неприемлемых, с точки зрения европейца, потребностей жителей Японии. Например, восстановление доброго имени (потребность, обозна­чаемая у японцев понятием «гири») для них куда важней, чем экономиче­ская успешность. Европеец капиталистической культуры ради какой-либо материальной выгоды может закрыть глаза на попранную честь, японец же обязательно изобретет способ отомстить обидчику.

Комментарии запрещены.