Земледелие

Оно  становилось стержнем управления государством, ибо за сдачу излишков зерна в государственные хранилища предлагалось предо­ставлять чиновничьи должности и степени знатности, а чиновники и обла­датели степенями знатности освобождались от уплаты налогов и несения повинностей. Государство же, таким образом, получало решение продо­вольственного вопроса и вопроса возобновления сословия управленцев.

Самой значительной пагубной силой, влияющей на земледелия, в представлении легистов, является торговля. Торговцы осуждаются за то, что они дают приют разорившимся общинникам и поэтому правителю да­ется совет использовать для исполнения государственных повинностей всех частнозависимых и рабов, находящихся на службе у торговцев, чтобы таким образом вернуть хотя бы часть бывших общинников в деревню к земледельческому труду. Ведь земледелие, по утверждению легистов, составляет «бэнь» («ствол»), тогда как ремесла и торговля отнесены к ка­тегории «мо» — второстепенному виду деятельности. Государству вообще отводилось легистами ведущее значение во всей хозяйственной жизни об­щества. Прежде всего, именно государство осуществляет надзор за ценами на зерно, а разумная политика государственных закупок позволяет пресечь ростовщическую деятельность купцов, которые наживаются на искус­ственном колебании цен. Но, выдвигая ограничительные меры, легисты стремились всего лишь ограничить развитие торговли и прежде всего ограничить число тор­говцев. Однако они никогда не выступали за ее полное упразднение. Напротив, тот же Шан Ян утверждал, что земледелие, торговля и управле­ние — это три основных предназначения государства, ибо земледельцы об­рабатывают землю, торговцы доставляют товары, а чиновники управляют народом.

Комментарии запрещены.