Жизнь человека с самого рождения

Если рассматривать то, по пред­ставлениям древних египтян, при появлении на свет человек становится, прежде всего, обладателем души («ба») и двойника («ка»). При этом двой­ник — световое, воздушное отображение человеческой сущности — являлся точным подобием человека, обладающим теми же биологическими и ду­ховными признаками, что и человек; он появлялся и рос вместе с челове­ком, а после его смерти само существование ка зависело от сохранения те­ла. Отсюда проистекал обычай обращения тела в мумию, но поскольку те — ло-мумия не всегда сохранялось, то в качестве подстраховки от гибели «ка» дополнительно изготовлялись портретные статуи, которые вполне могли служить заменой телу в случае разрушения или же преднамеренного уничтожения мумии. «Ка», таким образом, можно определить как лич­ность, наделенную всеми признаками человека и способную существовать независимо от самого человека; в нем воплощаются вечные ценности, не принадлежащие отдельному человеку, — Сила, Власть, Пища. «Ка», таким образом, воплощало в себе совокупность материальных и духовных жиз­ненных потребностей человека, так, например, в отношении фараона «ка» являлось условием его божественной жизни. Знак «ка» на письме пред­ставлял собою две поднятых вверх человеческих руки, что в определенном смысле напоминает иероглиф значения «обнимать, охватывать». «Ка» — это вовсе не существо по образу и подобию равное человеку, к которому оно относится, а дух вечно существующей материи, которая переносилась на определенных, избранных ею людей. Таким образом, веч­ная материя достигала нового воплощения, которое могло носить и свое собственное имя. Но при этом сам «ка» божествен и обладает могуще­ством духа-хранителя; он является жизненной силой всякого живого суще­ства. «Ка» мог по своему желанию свободно перемещаться по земле и да­же возноситься на небеса и беседовать с богами. Когда человек умирал, тень отделялась от него и могла быть возвращена назад (что необходимо для посмертного существования) только после свершения определенного мистического обряда.

Комментарии запрещены.